Пенсии, пособия, компенсации и выплаты, уволенным с военной службы, и их семьям
МИНОБОРОНЫ РОССИИ
ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ
Пенсионные вопросы
Куда обращаться по вопросам назначения пенсий, пособий и компенсаций?
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. № 1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» организация и проведение работы по пенсионному обеспечению и социальному обслуживанию граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, назначению указанным лицам предусмотренных для них законодательством Российской Федерации пенсий, пособий и компенсаций и осуществлению контроля за правильностью и своевременностью их выплаты возложена на военные комиссариаты.
Каков порядок назначения пенсии?
В соответствии со статьей 51 Закона № 4468-1 военнослужащие, уволенные с военной службы, и члены их семей с письменным заявлением о назначении пенсий обращаются в военные комиссариаты по месту жительства и с документами, на основании которых будет рассматриваться вопрос о назначении пенсии. При этом лица, состоящие на пенсионном обеспечении, несут ответственность за недостоверность сведений, в том числе и о месте проживания, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Назначение пенсии от Российской Федерации если есть вид на жительство, но не снят с регистрационного учета.
В соответствии с Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г., пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств – участников Содружества Независимых Государств, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством государств – участников Соглашения, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи.

Для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации лицам, уволенным с военной службы, и переселившимся в Российскую Федерацию из другого государства – участника Содружества Независимых Государств, где им была назначена и выплачивалась пенсия на условиях и по нормам, установленным законодательством этого государства для лиц, проходивших военную службу, необходимо также представить документы, подтверждающие прекращение выплаты пенсии, а также личное (пенсионное) дело (выписка из пенсионного дела). При этом одним из документов, подтверждающих переселение, является отметка в заграничном паспорте об убытии, а также документ о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства.

В случае временного выезда, то есть выезда без документа подтверждающего переселение в Российскую Федерацию, пенсия выплачивается по прежнему месту жительства.

Обо всех изменениях, влияющих на порядок выплаты пенсии (в том числе при смене места жительства), пенсионеры обязаны своевременно информировать соответствующий военный комиссариат.
Пенсионное обеспечение постоянно проживающим в государствах, с которыми не заключены соглашения (договоры) по пенсионному обеспечению.
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 1 января 2015 г., гражданам, уволенным с военной службы, постоянно проживающим в государствах, с которыми не заключены соглашения (договоры) по пенсионному обеспечению, выплата пенсии производится военным комиссариатом на территории Российской Федерации, осуществлявшим пенсионное обеспечение гражданина до его выезда за границу.

Право на получение пенсии имеют граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства из числа военнослужащих и членов их семей, выехавшие на постоянное место жительства за границу с территории Российской Федерации и других государств, пенсии которым были назначены и выплачивались за счет средств Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1.

Документы для получения пенсии при проживании за границей России оформляются в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. № 1386 «О порядке выплаты пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации».

Один раз в год в военный комиссариат представляется документ, подтверждающий факт нахождения гражданина в живых, выдается нотариусом на территории Российской Федерации либо компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства.
Легитимность на территории Российской Федерации документов о группе и причине инвалидности, выданных уполномоченными органами государств СНГ. Назначение пенсии по случаю потери кормильца супругам умерших инвалидов военной травмы при их переезде в Российскую Федерацию.
Поскольку нет соответствующих соглашений с государствами СНГ о признании легитимности документов о группе и причине инвалидности, документы о группе и причине инвалидности, выданные в государствах СНГ, не принимаются.

В случае изменения (повышения/понижения) в период проживания в государстве СНГ группы инвалидности, ранее установленной органами медико-социальной экспертизы Союза ССР или Российской Федерации, при отсутствии перерыва в инвалидности, пенсии, компенсации и иные меры социальной поддержки при переезде в Российскую Федерацию устанавливаются исходя из новой, установленной государством СНГ, группы инвалидности и причины инвалидности, установленной органами медико-социальной экспертизы Союза ССР или Российской Федерации.

Членам семей умерших инвалидов вследствие военной травмы, которым в государстве СНГ была назначена пенсия по случаю потери кормильца, при переезде в Российскую Федерацию пенсия по случаю потери кормильца назначается в размере, установленном пунктом «а» статьи 36 Закона № 4468-I.

Если пенсия по случаю потери кормильца в государстве СНГ не назначалась, то при переезде в Российскую Федерацию пенсия назначается по нормам законодательства Российской Федерации и справка органов медико-социальной экспертизы, выданная в государстве СНГ, для назначения пенсии не принимается.
Назначение пенсии по инвалидности.
Пенсия по инвалидности устанавливается в следующих размерах:

а) инвалидам вследствие военной травмы I и II групп - 85 процентов, III группы - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, учитываемых для исчисления пенсии;

б) инвалидам вследствие заболевания, полученного в период военной службы, I и II групп - 75 процентов, III группы - 40 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, учитываемых для исчисления пенсии.
Вопросы пенсионного обеспечения для граждан, прослуживших районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их семей осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В соответствии со статьей 48 Закона Российской Федерации № 4468-1 пенсионерам из числа военнослужащих, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где районный коэффициент к денежному довольствию военнослужащих не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии исчисляются с применением районного коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени обращения за назначением пенсии. Предельный размер районного коэффициента, который применяется для исчисления указанных пенсий, составляет 1,5.

Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержден постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029.

Сохранение районного коэффициента, применяемого в районах с неблагоприятными условиями, при переезде в районы, где районный коэффициент не установлен, действующим законодательством не предусмотрено.
Вопрос пенсионного обеспечения граждан, призванных на военные сборы, в том числе привлеченных к выполнению работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 лицам рядового и сержантского состава, проходившим военную службу по призыву, и лицам, призванным на военные сборы из их числа, пенсии назначаются на условиях и по нормам, установленными Федеральными законами от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства. Минобороны России денежные средства на эти цели не выделяются.

С учетом изложенного, пенсионное и социальное обеспечение граждан, призванных на военные сборы, в том числе привлеченных к выполнению работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации и Министерства труда и органами социальной защиты по месту жительства.
Индексация пенсий.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 лицам рядового и сержантского состава, проходившим военную службу по призыву, и лицам, призванным на военные сборы из их числа, пенсии назначаются на условиях и по нормам, установленными Федеральными законами от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
«О страховых пенсиях» территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства. Минобороны России денежные средства на эти цели не выделяются.

С учетом изложенного, пенсионное и социальное обеспечение граждан, призванных на военные сборы, в том числе привлеченных к выполнению работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации и Министерства труда и органами социальной защиты по месту жительства.
Предоставление компенсаций и льгот
Назначение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, предусмотренной Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ.
Назначение ЕДК осуществляется в соответствии с Правилами выплаты указанной компенсации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 г. № 142 «О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9,10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»:

- военными комиссариатами субъектов Российской Федерации - в отношении военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, граждан, призванных на военные сборы и других граждан, пенсионное обеспечение которых осуществляется Министерством обороны Российской Федерации;

- соответствующими органами социальной защиты населения по месту жительства - в отношении военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, граждан, призванных на военные сборы и других граждан, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации.

Частью 11 статьи 3 Федерального закона № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» определены члены семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющие право на назначение ежемесячной денежной компенсации.
Возмещение расходов на проезд военных пенсионеров и членов их семей в санаторно-курортные организации.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (далее - Федеральный закон) офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и члены их семей, а также прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, обеспечиваются санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 20 Федерального закона указанные лица имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год).

Расходы на проезд возмещаются по кратчайшему пути следования (прямое беспересадочное сообщение, а при отсутствии беспересадочного сообщения – маршрут с наименьшим количеством пересадок от места отправления до места назначения на выбранных в соответствии с категориями проезда видах транспорта) от места жительства до медицинской, санаторно-курортной, оздоровительной организации в соответствии с целью поездки и обратно.

При проезде несколькими видами транспорта возмещению подлежит общая сумма расходов в пределах соответствующих категорий проезда.

В случае фактического проезда по маршруту, отличающемуся от кратчайшего, или с разрывом маршрута (с пересадкой) при наличии беспересадочного сообщения, а также в случае проезда с классом обслуживания выше установленной категории проезда возмещение расходов производится на основании прилагаемого к заявлению гражданина документа, подтверждающего стоимость перевозки в прямом беспересадочном сообщении при аналогичных фактическим условиях проезда (вид транспорта, класс обслуживания, дата отправления) и приобретения проездных документов (билетов) (наименование организации, дата приобретения билетов), но не выше установленной категории проезда и не более фактически произведенных расходов. Указанный порядок возмещения расходов применяется также при следовании в обратном направлении.

Если граждане, осуществляющие проезд, имеют право на возмещение одних и тех же расходов по нескольким основаниям, возмещение этих расходов осуществляется по одному из оснований, по их выбору.
Реализации права на проезд по территории одного субъекта Российской Федерации на лечение в стационарных условиях пенсионерами, проживающими в районах субъектов Российской Федерации, которые значительно удалены от мест дислокации военно-медицинских учреждений, и в которых отсутствуют военно-врачебные комиссии.
В случае проживания пенсионеров в отдаленных местностях, где отсутствует возможность получения заключения военно-врачебной комиссии, стоимость проезда пенсионеров на лечение в военно-медицинской организации Минобороны России в стационарных условиях следует возмещать при представлении пенсионером документов, подтверждающих получение лечения в военно-медицинской организации Минобороны России.

В случае если пенсионер получил лечение в стационарных условиях в медицинской организации, не являющейся структурным подразделением Минобороны России, вопрос возмещения стоимости проезда пенсионера на лечение в медицинскую организацию следует рассматривать при условии предоставления пенсионером заключения военно-врачебной комиссии о необходимости данного лечения, а также об отсутствии возможности лечения в военно-медицинской организации Минобороны России.
Подтверждение факта оплаты и стоимости проезда при осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием пластиковых карт.
В случае если билеты приобретены в бездокументарной форме (электронные билеты), то оправдательными документами, подтверждающими расходы на их покупку, являются:

в случае приобретения электронного авиабилета – маршрут/квитанция электронного пассажирского билета, сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета;

в случае приобретения электронного железнодорожного билета – контрольный купон электронного железнодорожного билета, сформированный автоматизированной системой управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте на бумажном носителе, в котором указана стоимость проезда.
Реализация социальной гарантии по проезду военных пенсионеров и членов их семей в филиалы санаторно-курортных комплексов Минобороны России, не имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности.
На сегодняшний день все санатории, дома отдыха, базы отдыха Минобороны России объединены в санаторно-курортные комплексы Минобороны России, которые обладают лицензиями на осуществление медицинской деятельности.

Кроме этого, во всех оздоровительных организациях (турбазы, пансионаты) Минобороны России, не входящих в санаторно-курортные комплексы Минобороны России, действуют медицинские пункты, которые также обладают лицензиями на осуществление медицинской деятельности.

Учитывая изложенное, при наличии у пенсионера (члена его семьи) права на социальную гарантию по проезду на безвозмездной основе, он вправе ее реализовать при проезде один раз в год в любую санаторно-курортную или оздоровительную организацию Минобороны России.
Порядок назначения ЕДК лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств СНГ.
Перечень документов, необходимых для назначения и выплаты ЕДК определен Правилами выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона № 306-ФЗ, военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. № 142 (далее – Правила).

Правилами установлено, что документом, подтверждающим факт установления инвалидности вследствие военной травмы, является копия справки федерального учреждения медико-социальной экспертизы.

Вместе с тем, в качестве подтверждающих документов для назначения ЕДК могут быть также приняты удостоверения инвалида Великой Отечественной войны, инвалида о праве на льготы либо пенсионные документы о назначении гражданину соответствующей пенсии (образца СССР).

Учитывая изложенное, прибывшим из государств СНГ гражданам Российской Федерации и гражданам, получившим вид на жительство в Российской Федерации, ЕДК назначается с момента возникновения права на нее в соответствии с законодательством Российской Федерации:

- либо при подтверждении федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы Российской Федерации инвалидности, первично установленной уполномоченными органами государств СНГ;

- либо при предоставлении соответствующих документов образца СССР, Российской Федерации.
Оплата ритуальных услуг и возмещение расходов на изготовление и установку надгробных памятников погибшим (умершим) участников Великой Отечественной войны.
Государственные гарантии по увековечению памяти погибших (умерших) защитников Отечества предоставляются в порядке и по нормам, установленным Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих,…» (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 460).

В Минобороны России порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников (далее – Порядок) установлен приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 января 2008 г. № 5 «О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы», пунктом 35 которого предусмотрено, что оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в пункте 2 Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учёта по фактическим затратам, но не более норм, установленных постановлением Правительства Российской Федерации № 460.

Возмещение расходов за изготовленный и установленный надгробный памятник может быть произведено только на основании подлинных документов.

В настоящее время нормы расходов денежных средств на изготовление и установку надгробных памятников для участников Великой Отечественной войны, проходивших военную службу в действующей армии, составляют 33721 рубль, а для военнослужащих, проходивших военную службу по призыву - 27016 рублей.
Категории граждан, на которых распространяются социальные гарантии по погребению и увековечению памяти.
Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона № 76-ФЗ и статье 12 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» социальные гарантии и компенсации, предусмотренные указанными Федеральными законами, распространяются:

- на военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания;

- на погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах Союза ССР по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имевших общую продолжительность военной службы 20 и более лет;

- ветеранов военной службы;

- участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1954 г. «О ветеранах» независимо от общей продолжительности военной службы.
Документы, на основании которых производятся выплата пособия на погребение и оплата ритуальных услуг, в случае смерти пенсионеров за пределами территории Российской Федерации.
В случае если смерть пенсионера, наступившая за пределами Российской Федерации, зарегистрирована уполномоченным органом иностранного государства, вместо справки о смерти по форме № 11 принимается оригинал документа, подтверждающего регистрацию смерти, выданного уполномоченным органом иностранного государства, на основании которого в иностранном государстве предоставляются меры социальной поддержки по погребению (это может быть справка о смерти (выдается Белоруссией), извлечение из Единого государственного реестра (выдается Украиной) и т.д.).

Что касается других иностранных государств, на территории которых может быть зарегистрирована смерть пенсионера (Германия, Франция, Италия и т.д.), то в этом случае от заявителя требуются оригиналы документов, подтверждающих понесенные расходы на погребение.

Ко всем документам, составленным на иностранном языке, дополнительно представляются их нотариально заверенные переводы на русский язык. При этом нотариусом какого государства будет заверен перевод документов на русский язык значения не имеет.

При погребении пенсионера за пределами территории Российской Федерации оплата ритуальных услуг производится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, исходя из курса валют, установленного Центральным банком Российской Федерации на день совершения родственниками (законными представителями) или иными лицами, взявшими на себя обязанности по погребению погибшего (умершего), расходов на погребение, но не более норм, установленных Правительством Российской Федерации.
Вопрос выплаты ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, определены Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон).

Согласно ч. 3 ст. 5 Закона размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Закона Правительством Российской Федерации с 2004 года ежегодно утверждаются коэффициенты индексации, исходя из которых определяются конкретные размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

Индексация сумм компенсаций в возмещение вреда, причиненного здоровью, установленных указанным лицам по судебным решениям, производится в порядке, указанном в ч. 1 ст. 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, только если судебным решением не определен конкретный порядок индексации присужденных сумм.
Вопрос предоставления мер социальной поддержки ветеранам боевых действий.
Статус ветеранов боевых действий определен Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон № 5-ФЗ).

Ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Закона № 5-ФЗ, осуществляется ежемесячная денежная выплата (далее – ЕДВ), размер которой подлежит ежегодной индексации исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции.

С 1 февраля 2019 г. размер ЕДВ указанной категории ветеранов проиндексирован и составляет 2 972 рубля 81 копейку. При этом взамен части ЕДВ по заявлению гражданина один раз в год при наличии медицинских показаний может предоставляться бесплатная путевка на санаторно-курортное лечение, а также бесплатный проезд к месту лечения и обратно.

Следует отметить, что на Минобороны России функции по предоставлению ветеранам боевых действий предусмотренных мер социальной поддержки не возложены и денежные средства на указанные цели не выделяются.

ЕДВ производит территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, а предоставление бесплатной путевки и проезда на санаторно-курортное лечение возложено на территориальные органы социальной защиты населения по месту жительства, куда за получением подробных разъяснений ветеранам боевых действий и следует обращаться. При этом Законом № 5-ФЗ льготы по оплате коммунальных услуг ветеранам боевых действий не предусмотрены.
Вопрос предоставления мер социальной поддержки гражданам из подразделений особого риска.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – закон № 4468-1) военнослужащим, подвергшимся радиационному воздействию при проведении взрывов и испытаний ядерного оружия, либо в результате аварийных ситуаций на ядерных объектах гражданского и военного назначения, а также при ликвидации последствий этих аварий, и семьям этих лиц предоставляются дополнительно льготные условия назначения пенсий, выплачиваются надбавки к пенсиям, пособия и компенсации в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию, то есть пенсионное обеспечение указанных лиц устанавливается специальным законодательством.

В соответствии с пунктом 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-1 на граждан из подразделений особого риска распространены отдельные нормы Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Согласно абзацу 5 пункта 2 указанного постановления меры социальной поддержки предоставляются лицам, имеющим удостоверения, порядок и условия оформления и выдачи которых определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

Лицам, указанным в подпунктах "а" - "г" пункта 1 Постановления № 2123-1, не имеющим инвалидности, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 1 - 14 части первой статьи 14, статьей 24, пунктом 2 части третьей статьи 27.1, частью первой статьи 30 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также частями первой и второй статьи 39 этого Закона в части компенсаций, предусмотренных для инвалидов III группы.
Вопрос оказания единовременной материальной помощи от Минобороны России.
В соответствии с Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» с 1 января 2012 г. установлена новая система денежного довольствия военнослужащих, учитываемого при исчислении пенсии, которая позволила значительно повысить оклады денежного содержания и пенсий, в том числе за счет сокращения размеров и количества дополнительных выплат.

В связи с введением новой системы исчисления пенсий, а также поскольку законодательством Российской Федерации порядок оказания материальной помощи уволенным военнослужащим и членам их семей не установлен, денежные средства на указанные цели Министерству обороны Российской Федерации не выделяются.

Учитывая изложенное, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан (пенсионеров), среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, для данной категории граждан предусмотрено оказание социального пособия, социальной доплаты к пенсии, субсидии, социальных услуг и жизненно необходимых товаров, организация, назначение и выплата которых осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Вопрос распространения статуса ветерана боевых действий на лиц, проходивших военную службу в Республике Таджикистан.
Статус ветерана боевых действий определен Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон).

В соответствии со статьей 3 Закона к категории ветеранов боевых действий относятся, в частности, военнослужащие, направленные в другие государства органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах. Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приведен в приложении к Закону.

Согласно указанному Перечню статус ветерана боевых действий распространяется на военнослужащих, выполнявших задачи по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан в периоды: сентябрь-ноябрь 1992 года; с февраля 1993 г. по декабрь 1997 года.
Вопрос предоставления мер социальной поддержки гражданам из подразделений особого риска, проживающим в Крыму.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» (далее – Постановление № 2123-1) в зависимости от статуса ветеранов распространены отдельные нормы Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон № 1244-1).

Абзацем 5 п. 2 Постановления № 2123-1 установлено, что меры социальной поддержки предоставляются лицам, имеющим специальные удостоверения, порядок и условия оформления и выдачи которых установлен приказом Министра обороны Российской Федерации от 9 июня 2008 г. № 321 «О порядке и условиях оформления и выдачи удостоверений гражданам из подразделений особого риска, а также членам семей, потерявшим кормильца из числа этих граждан».

В соответствии с пунктом 2 Постановления № 2123-1 гражданам, относящимся к непосредственным участникам подразделений особого риска, в соответствии со статьей 39 Закона № 1244-1 предусмотрена выплата единовременной компенсации за вред здоровью.

Выплата единовременной компенсации за вред здоровью производится тем лицам, которым впервые установлена инвалидность вследствие воздействия радиации, либо указанные лица признаны ветеранами подразделений особого риска категорий «а» - «г».

В случае усиления инвалидности при переосвидетельствовании в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы единовременная компенсация выплачивается по вновь назначенной группе инвалидности с зачетом ранее выплаченной суммы единовременной компенсации.

Федеральным законом Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 421-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» предусмотрено, что реализация прав на получение мер социальной защиты (поддержки) в натуральной и денежной форме, а также получение выплат по обязательному социальному страхованию осуществляется гражданам с 1 января 2015 года в порядке, размерах, объеме и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, на основании документов, подтверждающих соответствующий статус гражданина, который был установлен законодательством, действующим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 21 февраля 2014 года.

Поскольку лица, проживающие на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 21 февраля 2014 г., в соответствии с законодательством Украины уже имели соответствующий статус, либо заключение медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности вследствие воздействия радиации, и получали выплаты и льготы по соответствующему закону Украины, оснований для выплаты им с 1 января 2015 г. единовременной компенсации за вред здоровью по законодательству Российской Федерации не имеется.
Вопрос зачета в общую продолжительность военной службы в льготном исчислении времени обучения в высшем учебном заведении.
Согласно статье 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» социальные гарантии предоставляются военнослужащему в зависимости от продолжительности его военной службы в календарном или льготном исчислении.

Права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, установленные статьей 16 указанного Федерального закона, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.

Положениями статей 2 и 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» дано определение понятия «военная служба» и установлен перечень периодов исполнения гражданами обязанностей военной службы. При этом время обучения студентов в гражданских средних и высших учебных заведениях профессионального образования, в том числе имеющих циклы военной подготовки, зачету в продолжительность военной службы не подлежит.