В соответствии
со статьей 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный
закон
№5-ФЗ) к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в
запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего
состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных
органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской
Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие
государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской
Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих
государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной
власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Для
приобретения статуса ветерана боевых действий необходимо соблюдение двух условий: направление
указанных лиц в другие государства органами государственной власти и их участие в боевых действиях
при исполнении служебных обязанностей в этих государствах.
Стратегическая операция
«Анадырь» была обусловлена необходимостью обеспечения военно-стратегических интересов СССР и
включала в себя переброску на территорию Республики Куба группировки Вооруженных Сил СССР.
По информации соответствующих центральных органов военного управления, военнослужащие,
направлявшиеся на территорию Республики Куба в период ее военной блокады (Карибский кризис), не
принимали участия в боевых действиях.
Военнослужащие, принимавшие участие в
стратегической операции «Анадырь», награждены Грамотой Президиума Верховного Совета СССР
«Воину-интернационалисту», учрежденной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 декабря 1988
г.
Приказом Министра обороны СССР от 5 июня 1990 г. № 220 «О вручении Грамоты Президиума
Верховного Совета СССР воину-интернационалисту военнослужащим, выполнявшим интернациональный долг
в Республике Куба» установлено, что право на льготы, определенные для лиц, участвовавших в боевых
действиях, на этих военнослужащих не распространяется.
В связи с этим квалифицировать
выполнение задач военнослужащими Советской Армии на территории Республики Куба в период ее военной
блокады (Карибский кризис) как участие в боевых действиях не представляется возможным.
Вместе с тем в соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона № 5-ФЗ в дополнение к мерам
социальной поддержки, установленным ст. 14-19 и 21 Федерального закона № 5-ФЗ, субъекты Российской
Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской
Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры
социальной поддержки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, являются расходными
обязательствами субъектов Российской Федерации.